Замкнутый круг внутреннего туризма

26 июня 2012 Туризм по России

Замкнутый круг внутреннего туризма

Компания LCMC завершила плановое исследование рынка недвижимости Перми. Специалисты компании считают, что, несмотря на выраженную активность инвесторов, перспективы гостиничной индустрии Перми пока не ясны.

По подсчетам специалистов компании, общее число действующих гостиниц международного класса в Перми превышает 55 единиц. При этом 46 % номерного фонда советской постройки, а суммарный объем номеров гостиниц категорий от 3* до 4* – более 1,5 тыс. Гостиницы в среднем загружены на 29-30%, однако есть данные о том, что среднегодовая загруженность номерного фонда составляет около 20%. В любом случае данный объем загрузки недостаточен, делают вывод в LCMC.

При этом в Перми проходит много фестивалей – почти месяц длились «Белые ночи», впереди – музыкальный фестиваль «Сотворение мира». Но для аудитории этих мероприятий жилья как раз не хватает — гостиничный рынок Перми перенасыщен трехзвездочными отелями, которые продолжили строить и после кризиса. «Поскольку въездной туризм в Пермском крае практически не развит, гостиничный рынок ориентируется в основном на бизнес-аудиторию», — комментирует управляющий партнер компании LCMC Дмитрий Золин.

Поэтому загрузка пермских гостиниц напрямую зависит от уровня деловой активности, а разнообразные культурные мероприятия на неё мало влияют – их аудитория – как раз недорогие хостелы, которых в Перми очень мало.

«Фестивали не закрывают проблему нагрузки и не являются основанием для строительства отелей из-за нестабильности турпотока, — считает генеральный директор «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников. – «Белые ночи» — это не Эдинбургский фестиваль по уровню узнаваемости и гарантированного турпотока. Поэтому стимулом для развития, однозначно, может быть только бизнес». По мнению Колесникова, фестивальный туризм в Перми – сродни утопии, во многом из-за их недостаточного маркетингового сопровождения.

Проблемы с маркетингом города отмечают и в LCMC: с одной стороны существует рост пассажиропотока, причем Пермь уже имеет мощный пассажирский трафик. С другой, отсутствие системности и ошибки в ценообразовании туристической индустрии не дают развиваться перспективным направлениям рекреационного и познавательного туризма.

При этом Пермь действительно может много показать туристам: например, уникальную Кунгурскую ледяную пещеру, реку Чусовую и её притоки, музей «Пермь-36» в стенах бывшей советской исправительно-трудовой колонии строгого режима, Музей современного искусства, многочисленные фестивали и т.п. Но для того, чтобы этот турпоток стал для инвестора аргументом в пользу строительства нужной инфраструктуры, он должен быть постоянным и гарантированным. Сейчас же, несмотря на то, что в Перми проходит много фестивалей – судьба их в связи со сменой губернатора до конца не ясна. Поток же делового туризма относительно статичен и даже растет, но его объем невелик, а основной поток въезжающих в Пермь представляют собой жители региона, отличающиеся невысокой платежеспособностью. Таким образом, несмотря на выраженную активность инвесторов, перспективы гостиничной индустрии Перми остаются туманными.

«На сегодняшний день объем рынка Перми по отелям международного класса составляет 700-800 млн. рублей в год, что недостаточно для существующего объема номерного фонда отелей. В связи с этим инвестиции целесообразны только при условии переключения части существующего туристического потока на строящиеся или приобретающиеся объекты», — заключает эксперт LCMC.

Похожие проблему могут постигнуть и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, которые развивают сейчас в России. «Мы неоднократно подчеркивали, что в случае с тем же Алтаем и Байкалом маркетинг должен идти впереди, — подчеркивает Михаил Колесников. – Туда должны ехать люди из центральной России, из-за рубежа – а для этого начинать рекламные кампании нужно уже сейчас».

Возможно, хотя бы на примере новых особых экономических зон российскому туризму, наконец, удастся разомкнуть замкнутый круг «отсутствие гостиниц – отсутствие турпотока».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также