Россия вышла на новый уровень развития Образовательного туризма

24 сентября 2014 Туризм по России

Россия вышла на новый уровень развития Образовательного туризма

В России действуют 222 организации, специализирующихся на детско-юношеском туризме. Однако система дополнительного образования детей пребывает в стагнации. За последнее десятилетие количество организаций туристско-краеведческой направленности сократилось почти на четверть. В конце августа с.г. правительство одобрило концепцию развития дополнительного образования детей, согласно которой к 2020 году необходимо задействовать в таких программах до 75% от общего числа детей в возрасте от 5 до 17 лет. Об этом заявил на прошедшей в Москве межрегиональной конференции по школьно-образовательному туризму советник заместителя министра Минобрнауки Денис Кравченко.

Конференция, организованная городским Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству совместно с объединением «Мостурпул», состоялась уже во второй раз. Заместитель председателя Москомтуризма Ирина Руденко заметила, что год назад это мероприятие вызвало большой интерес. Анкетирование участников показало, что им интересны туры, подготовленные Москвой, включая музейные программы образовательного туризма. Помимо этого, назрела необходимость обсудить законодательные вопросы, понять, как продавать столичные туры, как правильно организовать работу в регионах. Этим темам будут посвящены круглые столы второго дня конференции.

Рассказывая о столичном туризме, г-жа Руденко упомянула, что в минувшем году число международных прибытий через московские аэропорты составило 5,6 млн. А миф о высокой стоимости проживания в Москве остался в прошлом: сейчас в городе можно найти размещение в любом ценовом секторе, включая малобюджетные объекты, где ночлег предлагают от 350 руб.

Среди приоритетных для комитета Ирина Руденко назвала программы, совмещающие посещение Москвы и близлежащих регионов: «Московские уроки», «Московские каникулы» и «Москва+», призванные в интерактивной форме закрепить пройденный школьный материал.

Подробнее о них рассказала руководитель объединения «Мостурпул», генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская. Это экскурсионно-образовательные туры для школьников разного возраста. «Московские уроки» построены так, чтобы, знакомясь с достопримечательностями столицы, дети в ненавязчивой форме продолжали обучение по основным учебным дисциплинам. Значительную роль в этих турах играет посещение ведущих московских музеев.

«Московские каникулы», как следует из названия, представляют экскурсионно-развлекательные программы. Особое внимание уделяется маршрутам, посвященным 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Также «Мостурпул» представил «Абитуры» – для желающих поступить в московские вузы.

Тему продолжил руководитель комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич. Он с удивлением сообщил, что в России существует две федеральные программы, имеющие непосредственное отношение к детскому туризму, но ни в одной из них не предусмотрено мероприятий, направленных собственно на развитие этого вида туризма. Исключение составляет госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», где заявлено только одно мероприятие – Всероссийский слет юных туристов городов-героев.

«Вот тут представитель Минобрнауки говорил, что у нас действуют 222 станции юных туристов. Но соотнесите эту цифру с количеством крупных городов России, к тому же в 1996 г. таких центров было 546. Система дополнительного образования в упадке», – считает г-н Минделевич. Он рассказал, что всего за пять лет, с 2006 по 2011, значительно сократилось количество учреждений допобразования: эколого-биологического направления – на 28%, туристско-краеведческого – на 25%, физкультурно-спортивного – на 19%, технического – на 43%. Зато на 45% выросло количество художественных кружков. «Неудивительно, ведь танцы, пение, рисование не требует таких же денежных затрат, как, к примеру, туризм, для которого надо покупать снаряжение, оплачивать дорогу детям и учителям. А самые популярные кружки по всей стране, не поверите – лепка из соленого теста. Так ли это нужно детям?», – задается вопросом докладчик. Он также вновь поднял вопросы бессмысленных СанПиНов, перевозки детей железнодорожным транспортным, коснулся проблем сопровождения школьных групп действующим врачом и т.д.

О детском культурно-познавательном и образовательном туризме в России рассказала руководитель офиса по туризму Вологодской области Елена Сургуладзе. По ее словам, туроператоры занимаются, в основном, разработкой познавательных туров, не прислушиваясь к требованиям школы. Между тем школе нужны специализированные туры, бюджетные, организованные по программам, предложенным преподавателями. Она поделилась с участниками интересным примером из своей практики. Прошлой осенью в офис по туризму области обратились преподаватели географии, предложив проект «Вологодчина из космоса». «Мы решили попробовать. И не прогадали – получился удивительный проект, в нем участвовали московские школьники и учителя географии». Суть в том, что дети составляли маршруты по Вологодской области, находясь в Москве. Они исследовали область, определяли расстояние между городами с помощью навигационных программ, которые изучают на уроках географии, то есть применили свои теоретические знания на практике. По итогам конкурса был выбран местный туроператор, который создал для этих детей турпродукт и принял группу в области.

За подобными проектами, уверена г-жа Сургуладзе, будущее, ведь ниша образовательного туризма в России все еще не заполнена. Остается неосвоенной и ниша инклюзивного туризма: «Сейчас много говорят об инклюзивных школах, но надо думать о будущем и уже начинать формирование специальных турпродуктов. До сих пор, к примеру, группу слабослышащих школьников не берут в экскурсионные поездки вместе с остальными детьми».

Заместитель руководителя офиса по туризму Вологодской области Дмитрий Зайцев совместно с руководителем отдела Центра детского и юношеского туризма Ярославской области Ольгой Романовой представили программу «Узоры городов России».

Генеральный директор компании «Роза ветров Москва» Ирина Глазкова в своем выступлении отметила, что в разных регионах школьные каникулы проходят в разное время. Компания проделала большую работу, собрав все варианты каникулярных дат, продумав бронирование транспорта, гостиниц, заказ гидов под туры «Московские каникулы». По наблюдениям г-жи Глазковой, несмотря на большое количество маршрутов, разработанных объединением «Мостурпул», все же наиболее востребованными остаются стандартные программы.

«Абитуры» представила генеральный директор компании «Виадук-тур» Лариса Федорова. Она подчеркнула, что стоимость экскурсионных поездок в Москву вполне сопоставима с другими популярными маршрутами – в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу. И передала слово экскурсоводу Алле Белоусовой, рассказавшей о программе «Москва студенческая».

Как сообщила RATA-news Татьяна Козловская, в этом году впервые в программу конференции включили круглые столы: «Уже понятно, что москвичам хочется обсудить с регионами все наболевшие проблемы. Мы привлекли к разговору музеи, причем, постарались пригласить те учреждения, которые не участвовали в прошлом году».

Подводя итоги первого дня, Ирина Руденко отметила, что конференция продолжает обмен опытом между столичными и региональными игроками туристического рынка: Москва и регионы успешно продемонстрировали свои турпродукты, ведущие московские музеи рассказали про образовательные программы, о том, как они как выстраивают музейные уроки для детей разных классов. А детальное обсуждение актуальных тем прошло на круглых столах.

Сейчас Москомтуризм готовит методическое пособие по школьно-образовательному туризму. По мнению г-жи Руденко необходимо дополнить его нормативно-правовыми актами, «так как вопросы из зала показали, что в регионах не все знакомы с поправками в эти документы». Комитет по туризму планирует сделать конференцию ежегодной.

Читайте также