Российский туристический бизнес на грани краха

6 апреля 2012 Туркомпании

Российский туристический бизнес на грани краха

Еще один крупнейший и старейший туроператор России находится на грани банкротства

Не успели затихнуть страсти вокруг «Ланта-тур вояж», как стало известно о том, что компания ITC («Международный клуб путешествий») столкнулась с «финансовыми трудностями», не перечислив зарубежным контрагентам деньги за отдых своих клиентов, большинство из которых уже отправилось за границу.

Ситуация с ITC развивается практически по той же самой схеме, что и с «Ланта-тур»: долги перед иностранными отелями и неоплаченные авиабилеты. Отличие состоит лишь в том, что в Ростуризме знают о финансовых трудностях компании, и, по словам пресс-секретаря ведомства Олега Мосеева, держат ситуацию под контролем.

«Зная о проблемах туроператора, на протяжении нескольких последних дней Ростуризм держит ситуацию под контролем и предпринимает конкретные шаги, чтобы российские туристы, находящиеся сейчас за рубежом по линии данной компании, не имели никаких проблем с пребыванием в отелях и перелетом», — цитирует РИА «Новости» Мосеева.

Впрочем, пока непонятно, как контроль со стороны Ростуризма поможет российским путешественникам, отдыхающим по путевкам ITC, избежать проблем с администрацией отелей, не получивших свои деньги. Пока известно лишь о единичном случае в Доминикане, когда руководство отеля попросило туристов оплатить проживание.

Инцидент произошел с туристами из Мурманска, которые не смогли заселиться в отель, за который внесли 10 тысяч долларов за 20 дней еще в России. Как заявили агентству RATA-news представители турагентства «Радуга Севера», через которых мурманские туристы приобретали путевки, деньги на счет ITC были перечислены еще в январе. Почему туроператор не предупредил о том, что деньги в Доминикану так и не попали, вынудив туристов лететь в неизвестность, пока не ясно.

«Особенно обидно, что туристов можно было остановить, предупредить, что отель не оплачен, но туроператор нам ничего не сообщил о своих проблемах. Туристам пришлось пока заплатить за первые сутки проживания, что делать дальше — не знаем», — рассказала агентству заместитель директора «Северной Радуги» И.Чупракова.

В настоящее время ITC задолжал зарубежным отелям 600 тысяч долларов, из которых 500 тысяч — за отдых клиентов, уже находящихся за рубежом.

Всего же, согласно данным АТОР, в настоящее время на отдыхе за границей находятся порядка 150 клиентов ITC. Туристы находятся в отелях Доминиканы, Кубы, Мексики, Ямайки и Вьетнама. Кроме того, было продано еще 300 путевок на общую сумму около 26 миллионов рублей, однако, вероятнее всего, эти поездки придется отменить.

Впрочем, руководство ITC пока может не волноваться, так как финансовая ответственность туроператора застрахована на 30 миллионов рублей. Этой суммы пока хватит на то, чтобы выплатить компенсации за сорванный или испорченный отдых в полном объеме.

Банкротства и финансовые проблемы туроператоров приобретают в последнее время масштаб самой настоящей эпидемии, которая подкосила даже таких динозавров туристического рынка, как «Капитал тур», «Ланта-тур вояж» и ITC. В чем же причины этого морового поветрия, что отечественные туристические колоссы обзавелись глиняными ногами?

Большинство экспертов рынка сходится во мнении, что нынешние банкротства — результат ожесточенных демпинговых войн, которые вели игроки туристического бизнеса.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, ITC продавала авиабилеты по ценам почти в два раза ниже себестоимости.

«Они вынуждены были продавать перевозку по $500 при себестоимости в $1200, то есть теряли по $700 на каждом билете. Убытки покрывали из оборотных средств, вот и получился кассовый разрыв», — пояснила Тюрина.

В то же время представитель РСТ считает, что сравнивать финансовые проблемы ITC с банкротством «Капитал тура» или «Ланта-тур вояж» нельзя.

«Мы надеемся, что не будет большого числа случаев требования повторной оплаты в отелях. Ростуризм уже направляет требования в отели с просьбой не трогать пострадавших туристов», — сказала Тюрина, добавив, что авиакомпании в обязательном порядке вывезут всех туристов, имеющих на руках билеты, вне зависимости, перевел за них деньги туроператор или нет.

В самом «Международном клубе путешествий», который, впрочем, приостановил свою работу, полным ходом идут сокращение штатов и «оптимизация по ряду направлений», о чем не преминул сообщить порталу TourDom.ru генеральный директор ITC Алексей Парфененок.

Что ж, пока остается надеяться лишь на то, что ситуация с «Ланта-тур» не повторится вновь, благо время на исправление ошибок пока еще есть.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также