Российские туроператоры ответят за все

11 июля 2012 Туркомпании

Российские туроператоры ответят за все

Верховный суд РФ значительно усложнил жизнь компаниям, занятым в сфере туристического бизнеса

Теперь в случае проигрыша судебного дела туроператоры и турагенты обязаны будут выплачивать истцу не только сумму иска, но и штраф в размере 50% от заявленной суммы.

Однако это еще не все. Размеры неустоек возрастут, а судиться компаниям станет намного сложнее, так как истец сможет подать иск в суд по месту своего жительства, даже если в договоре четко указано, в каком суде должны рассматриваться возникающие споры.

Стоит отметить, что большинство юридических лиц, предоставляющих те или иные услуги, в своих договорах указывали, в каком суде рассматриваются возникающие споры. Как правило, это судебная инстанция по месту расположения компании. Особые неудобства возникали у недовольных клиентов в случаях, когда головной офис компании расположен в другом городе.

Однако новое постановление Пленума Верховного суда, недавно рассмотревшего аспекты практики применения законодательства по защите прав потребителей, исправило положение в пользу клиентов.

Постановление Пленума Верховного суда № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года, по мнению ряда экспертов, является очень важным документом.

«Постановления Верховного суда принимаются судами во внимание при вынесении решений, учитываются специалистами Роспотребнадзора, а также активно используются практикующими юристами, выступающими как на стороне турфирм, так и на стороне туристов», — рассказал инфогруппе «ТУРПРОМ» руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата» Александр Байбородин.

Какие же нововведения принесло это Постановление?

Прежде всего, введен запрет на возврат судам искового заявления потребителя, поданного им по месту своего жительства, даже если в договоре четко прописана подсудность. Таким образом, компании лишились возможности удовлетворения ходатайства о передаче дела в более удобный или близкий по расположению суд. Впрочем, вопрос о месте расположения суда, который будет решать спор между турфирмой и клиентом, не так важен. Компании ожидают более неприятные перемены.

Размер неустойки, которая взыскивается с туркомпании в пользу потребителя, теперь может быть уменьшена лишь при одновременном соблюдении нескольких условий: в исключительных случаях, при наличии заявления ответчика и с обязательным указанием мотивов, по которым суд сочтет допустимым уменьшение размера неустойки.

По мнению Байбородина, теперь неустойка будет снижаться гораздо реже, да и размер неустоек наверняка вырастет.

Самым неприятным для турфирм известием стало введение 50-процентного штрафа в пользу потребителя, сумма которого будет исчисляться из суммы удовлетворенных требований. При этом не играет роли, заявлялось ли такое требование суду истцом.

«Ранее судьи довольно часто «забывали» про данный штраф, либо штраф взыскивался в пользу государства, а не истца. Как следствие, во многих случаях фактического взыскания штрафа с турфирмы не происходило», — подчеркнул Байбородин, добавив, что турфирмы при рассмотрении споров в суде будут вынуждены принимать во внимание дополнительный риск.

Впрочем, не забыли судьи Верховного суда и о правах турагентов. Так, например, в соответствии с пунктом 48 изготовитель (исполнитель) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями агентов. При этом размер ответственности посредника (турагентства) ограничивается величиной агентсткого вознаграждения. Однако это не мешает потребителю требовать возмещения убытков непосредственно от исполнителя.

Говоря человеческим языком, ответственность за качество исполнения обязательств по договору, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, в любом случае будет нести туроператор.

В свете недавней череды банкротств нескольких крупных туроператоров эта норма позволит турагентам защититься от несправедливых нападок клиентов. Ведь если услуги не были оказаны по вине туроператора, «бить» посредника не очень справедливо.

Действительно, к туроператорам Верховный суд оказался безжалостен. Так, например, в делах, связанных с осуществлением чартерных перевозок, ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

«Таким образом, снижается возможность турфирм апеллировать к условиям договора, освобождающим турфирму от ответственности за действия авиакомпании, возрастают риски привлечения турфирм. Прежде всего – туроператоров, к ответственности за действия и нарушения перевозчиков», — отметил эксперт.

Как будет работать рынок в свете нового Постановления Пленума Верховного суда, еще покажет время. Однако эксперты с уверенностью могут сказать, что для туроператоров наступает нелегкое время. Во-первых, вырастут финансовая и административная нагрузка. вырастут судебные риски, так как недовольным клиентам стало проще обращаться в суд. Зато турагенты, при условии правильной линии защиты, смогут полностью обезопасить себя от ответственности за действия туроператоров.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также