Путевые заметки по Нормандии

31 мая 2013 Европа

Путевые заметки по Нормандии

Пятидверный Renault Matiz с очень вместительным багажником (чемоданы и коляска влезли без проблем, еще и место осталось) обошелся в 325 евро на две недели со всеми налогами, сборами и неограниченным километражом. Международные права не спрашивали, хотя мы их всегда обновляем перед поездками за пределы Штатов. Из карт у нас был бумажный мишленовский европейский атлас, да GPS на телефоне (wi-fi не везде ловил). За дополнительные 50 евро взяли детское кресло на весь срок аренды. Руан, который стал нашей целью, располагался всего в 155 километрах к северо-западу от Парижа. Именно с него началось большое автомобильное путешествие по Франции.

Из столицы выезжали долго и муторно, потеряв много времени в огромной пробке возле Сен-Дени. По сравнению со Штатами и особенно с Техасом и его гигантоманией во всем машины были небольшого размера: юркие «Смарты», «Пежо», «Рено». Оценили преимущества передвижения на мотоциклах в данной ситуации — с завидной ловкостью им удавалось пролезать в несуществующие зазоры между машинами.

Не сразу удалось привыкнуть к французской системе дорожных указателей: номера дорог пишут далеко не всегда, номера съездов с автострады не привязаны к километражу, что делает их практически бесполезными. Часто таблички с названиями населенных пунктов располагаются непосредственно перед выездами с трасс, так что водитель не всегда успевает вовремя перестроиться в нужный ему ряд.

В районе городов скоростные шоссе бесплатны, что приятно порадовало, ну а за пределами пришлось раскошеливаться. Стоимость варьируется: платили и 80 евроцентов в окрестностях Парижа, и 29 евро за 250 км на A6 (с удовольствием берут и наличные, и американские кредитки). На автострадах максимальная скорость 130 км/ч (многие ездят быстрее — от радара к радару). На бесплатных дорогах с маркировкой «N» (national) — 110 км/ч, на сельских «D» (departmental) — 60-80 км/ч.

Часа через два мы красиво въехали в Руан по одному из мостов, перекинутых через Сену. Так же, как в Париже, река делит город на две части: Рив Гош (левый берег) и Рив Друат (правый). Без проблем найдя подземный гараж недалеко от главного собора, оставили машину, загрузили ребенка в коляску и с нетерпением отправились исследовать старый город.

Историческая столица Нормандии Руан — это какое-то торжество готики! В городе около 800 жилых домов в готическом стиле, украшенных резьбой и ажурными каменными кружевами. И если готические соборы представляли собой более или менее привычное зрелище, то готический дворец не так часто встретишь. Да еще в таком превосходном состоянии, как Дворец Юстиции (Palais de justice de Rouen), построенный в начале XVI века. Он серьезно пострадал во времена Второй мировой, но был бережно восстановлен и сейчас открыт для посетителей.

Совсем рядом с Дворцом правосудия протянулась улица Часовой башни (Rue du Gros Horloge) — первая появившаяся во Франции пешеходная зона. Башня с гигантским циферблатом (кликните на фото сверху и увидите его) – один из самых посещаемых городских памятников. Большие часы были укреплены на арке в XV веке. И по сей день по ним можно безошибочно сверять часы, но не минуты (минутная и тем более секундная стрелки были изобретены позже).

В пешеходной зоне царство мелких лавок и магазинчиков. Как это увлекательно и приятно: идти вдоль по улице, заходить в понравившиеся, пробовать пирожные, какие-то деликатесы, с улыбкой подаваемые на подносах любезными служащими.

— Мадам, не хотите ли попробовать самой лучшей ветчины в Руане?
— Хочу, с удовольствием!
— Месье, купите для вашей малышки букетик этих нежных розовых цветов!
— Обязательно!

А вот и местная достопримечательность Руана, кондитерская «Слезы Жанны д’Арк» («Les larmes de Jeanne d’Arc»). Чем там только не соблазняют! Но лучше всех, конечно, макаруны (не путать с макаронами). Les Macarons — изысканный десерт, особенно популярный в последнее время. Эти пирожные украшают свадебные торты, их преподносят в виде подарка в красивой коробочке, про них пишут книги, а один известный модельный дом даже выпустил линию косметики и линию сумок под названием «Вкусный макарун».

Макарун представляет собой маленькое круглое печенье, хрустящее снаружи и мягкое внутри. Готовят его из белков, миндальной муки, сахара и сахарной пудры с использованием различных кремов-начинок для склейки. Процесс довольно сложный и трудоемкий, с массой мелких нюансов, но результат превосходит все ожидания. История скрывает имя автора этого шедевра, но принято считать, что дело было в Италии. А вот популярность макарун обрел именно во Франции, где его мягчайший вкус оценили по достоинству. Сейчас макаруны продают в любой французской булочной. А самые известные производит кондитерский дом Ladurée, где ежегодно изготавливают около 80 тонн макарунов. Регулярно в Ladurée появляются новые ароматы и новые цвета этих сладостей. Есть шоколадные, ванильные, фисташковые, кокосовые, мятные, клубничные, со вкусом розы, лаванды, ландыша, шафрана, лимона, имбиря, перца, шампанского. И это еще далеко не все…

Территорию Руана пронизывают притоки Сены, в частности, речки Обетт, Робек и Кайи. До строительства морской гавани в Гавре (в 16-м веке) порт Руана принимал морские суда и развивал морские обмены со многими странами мира. Руанские купцы продавали свои текстильные изделия в Италии и Испании, Канаде и Нидерландах, на Антильских островах, руанское сукно продавалось даже в Индии. Для нужд сукноделия руанцы закупали шерсть в Испании, квасцы в Риме и привозили красители для тканей из Бразилии. Именно тогда город стал главным портом Франции по торговле с Бразилией. Местные судовладельцы и мореходы посылали свои суда ловить сельдь в Балтийском море, треску к Ньюфаундленду и Шпицбергену, ходили за солью в Португалию. Руан в тот период представлял собой город, открытый всему миру; в нем проживало много иностранцев. В подтверждение того, что морская тема Руану не чужда — морская живность на городском рынке.

Совершенно замечательный магазин по продаже часов оригинального дизайна на одной из улочек в центре Руана. Несмотря на то, что владелица не говорила по-английски, а мы знали французский на уровне «шерше ля фам», удалось замечательно пообщаться. В результате домой с нами уехали вон те часы с нижней полочки в виде кота с мышкой-маятником, болтающимся у него в пузе.

Лицо Руана — похожие на игрушечные фахверковые дома самых разных форм и расцветок. По-немецки — Fachwerkhaus, по-французски — Colombage, по-английски — Half-timber, по-русски — фахверковый дом. Отличительная особенность фахверка заключается в несущих диагональных балках (раскосах) из древесины хвойных пород, которые видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между элементами каркаса заполнялось смешанными с глиной камышом, ветками, соломой или различным строительным мусором. Полученные панели штукатурились, при этом сам каркас обычно оставлялся на виду. Элементы каркаса визуально расчленяли белые стены и придавали облику зданий особую выразительность.

Фахверк появился в XV веке на территории современной Германии и стал очень популярным в Европе, особенно в ее северной части. Массовая застройка продолжалась до XVIII века включительно, а в наши дни этот вид строительства возродился из-за тенденции к экологическим материалам и практичности конструкции. В Руане фахверковых домов около 2 тысяч. Многим из них более 500 лет, что лучше всяких иных аргументов доказывает надежность технологии. Настоящее торжество симпатичной асимметрии, подчеркнутое всеми цветами радуги.

Фахверки по периметру Старой рыночной площади (Place du Vieux Marché), где 30 мая 1431-го года была сожжена Жанна д’Арк. Кстати, тут есть и ее музей.

И, конечно, посещение Руана было бы неполным без осмотра местного собора. Собору Руанской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) более 800 лет. Любителям живописи он известен прежде всего по циклу картин Клода Моне, представляющих собор при различном освещении в разных климатических условиях и в разное время дня.

Алтарная часть собора (хор), окруженная 14-ю колоннами. Здесь находятся гробницы Роллона (Роберта I) — первого герцога Нормандии и Ричарда Львиное Сердце. Впрочем, от Ричарда в саркофаге покоилось лишь его сердце, да и то, по слухам, во время послевоенной реставрации собора коробочку вынули, открыли и обнаружили, что в ней осталась одна пыль. Назад в саркофаг коробочку класть не стали: она теперь хранится где-то в служебных помещениях Руанского собора.

На обед устроились в небольшом ресторанчике прямо рядом с собором, где вкусили отличную лазанью с лососем, которую оценил даже 15-месячный ребенок. С коляской удобнее всего сидеть за уличными столиками, благо погода более чем располагала: и самому места больше, и другим не мешаешь.

Забрав со стоянки машину, взяли курс на следующий шедевр Нормандии, город Онфлер.

Ехать решили не по автостраде, а серией сельских дорог, прорезающих насквозь мелкие, очень ухоженные городки. Это было настоящее царство круговых развязок. Нет, я не против кругов, они гораздо лучше и быстрее светофоров и четырехсторонних «стопов» справляются с пересекающимся трафиком, но когда за 10 минут ты проезжаешь 25-й круг, хочется тихо удавиться.

В Онфлере есть проблема с парковками. Городок маленький, старинный и не так чтобы сильно удобный для передвижения на машине, поэтому, увидев на стоянке возле одного из продуктовых магазинчиков объявление, что они разрешают оставить здесь машину (правда, требовалось что-нибудь купить, хотя бы бутылку воды), мы с радостью воспользовались предложением.

Всяких разных достопримечательностей в городе полно, но нам больше всего хотелось просто погулять туда-сюда, да взглянуть на Старый порт (Vieux Bassin) с колоритными яхтами и рыболовными суденышками.

В XVII веке отсюда отправился в плавание лейтенант Шамплейн, чтобы основать канадский Квебек и застолбить для французской культуры место в Новом Свете. На противоположном конце бассейна находится «Дом лейтенанта» — единственное здание, оставшееся от городских укреплений. Долгое время в этом доме жили королевские лейтенанты, командовавшие портом. Отражения в воде на редкость живописные. Можно понять, почему Онфлер считают «колыбелью импрессионизма». Да с таким светом и видом каждый второй в городе должен быть художником!

Необычные узкие дома вокруг. Построены они еще в те времена, когда налоги брались за ширину домов, но не их высоту. Вот народ и крутился как мог.

Несмотря на то, что город буквально пропитан светом и цветом, да и само название Honfleur, казалось бы, ссылается на нечто цветочное, этимология слова абсолютно другая. Корнями название восходит к скандинавскому «убежище Хона (имя собственное) в устье реки (fleur)». Вот так все не просто.

Поесть — самое правильное, что следует сделать в Старом порту, будут это креветки, гребешки, или просто блины-крепы с чашечкой кофе, а может, даже мороженное не суть важно. Сочетание легкой еды и красивого вида неизменно обеспечивает хорошее настроение. А что еще нужно в путешествиях? В тех местах очень популярны гречишные блины — в форме конвертов с загнутыми к центру всеми четырьмя сторонами (в середине — какая-нибудь начинка). Честно говоря, вкусом мы были не очень впечатлены, а вот кофе был более чем достойным, да плюс к тому открыли для себя потрясающее мороженое «Аморино» (магазинчик прямо в порту). Понравилось гораздо больше раскрученного парижского «Бертийона». Мне вообще стало казаться, что чем больше место становится засвеченным на разных популярных туристических форумах, в путеводителях и т.д., тем сильнее страдает качество. То есть раньше-то оно, может, и было превосходным, но когда поток посетителей возрастает на порядок, тут уже трудно держать марку. К сожалению.

Пока ребенок сжигал сладкие калории, гоняя по набережной наперегонки со сверстником, мы пытались пообщаться с его родителями. Но опять споткнулись о языковой барьер — они по-английски ни бум-бум, а мы ни бум-бум по-французски. Так и разошлись, поупражнявшись в жестикуляции.

Онфлер был всего лишь промежуточной точкой в нашем путешествии. Впереди ждали еще более интересные уголки Нормандии.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также