-
Путеводитель по путеводителям
31 мая 2012 Советы туристу
-
Кто из нас не встречал на полках книжных магазинов путеводителей — книг небольшого формата в ярких, красочных обложках
Однако путеводители бывают разные. Одни не содержат ничего, кроме сухих фактов и перечисления достопримечательностей, другие больше напоминают энциклопедии, посвященные тем или иным городам и странам, и некоторые, написанные, как правило, опытными путешественниками или талантливыми авторами, читаются как захватывающий роман.
История
Появились эти книги далеко не вчера. Так, например, еще древнегреческий историк Павсаний написал свое «Описание Эллады», в котором содержится подробное описание греческих достопримечательностей, городов и областей того времени.
Практичные римляне составляли Itineraria — «дорожники», в которых, кроме описаний дорог и расстояний до того или иного пункта, ничего больше не было.
В Средние века для паломников выпускались прообразы современных путеводителей, которые разделялись на два вида: непосредственно путеводители, в которых содержались маршруты и практические советы, и «хожения», в которых паломники описывали совершенные ими путешествия.
На Руси тоже не гнушались составлением подобного рода путеводителей. Так, например, самым знаменитым путеводителем того времени является «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, которое тогда читалось, скорее, не как путеводитель, а как захватывающий и подробный рассказ о жизни людей в Персии и Индии.
Издавалась такая литература для путешественников и в более позднее время, однако путеводители в их современном понимании берут свое начало в XIX веке и тесно связаны с именем Карла Бедекера, основавшего первое издательство, занимавшееся исключительно путеводителями по разным городам и странам. Книги издательства для удобства стали называть «бедекерами», а позднее этим именем окрестили любые путеводители.
Постепенно возможность путешествовать для развлечения появилась не только у состоятельных особ, но и у других слоев населения. У новоявленных туристов возникала острая потребность в путеводителях, и издательства, выпускающие книги для путешественников, стали расти и множиться как грибы после дождя.
Виды путеводителей
Путеводители могут быть обзорными, с той или иной степенью подробности рассказывающие о стране или городе в целом. Именно такие путеводители можно покупать в качестве книги для приятного чтения.
Есть более наглядные путеводители с огромным количеством иллюстраций, которые, в общем, тоже можно посоветовать не только туристам, но и просто любознательным людям. Лидерами в этой категории путеводителей считаются издания Dorling Kindersley и путеводители журнала National Geographic.
Путеводители могут быть информационными, посвященными тому или иному историческому событию или культуре. В них содержится обилие исторической, археологической, культурологической, географической и этнографической информации в ущерб практическим советам. Это, скорее, учебники, нежели путеводители. Хотя, надо признать, учебники очень интересные.
Туристические путеводители содержат слишком мало информации для самостоятельных путешественников и предназначены для тех, кто предпочитает заранее подготовленные и проработанные маршруты в составе группы таких же туристов, купивших тур. Как правило, набор достопримечательностей в них ограничивается теми экскурсиями, которые предлагаются местными туркомпаниями.
Золотой серединой между сверхподробными информационными путеводителями и поверхностными книгами для туристов являются путеводители для путешественников.
Самые популярные путеводители
Сегодня лидером среди издательств путеводителей для путешественников по праву считается Lonely Planet. Его основала в 1972 году семейная чета Тони и Морин Уиллер, которые решили провести необычный медовый месяц, отправившись из Великобритании в Австралию не на самолете, а по суше и морю. Путь их пролегал через Голландию, Грецию, Турцию, Иран и Афганистан, где они смогли выгодно продать свой автомобиль, после чего продолжили путешествие автостопом. Так они добрались до Сингапура, а уже оттуда на корабле отправились в Австралию.
Идея выпустить книгу, рассказывающую об их приключениях, с советами для туристов пришла семейной паре после того, как друзья буквально засыпали их расспросами о путешествии. Уиллеры посчитали, что проще написать книгу-путеводитель, чем рассказывать каждому о своем необычном медовом месяце. Так появилась книга «Через Азию, недорого», положившая начало издательству Lonely Planet.
За почти 40 лет своего существования издательство выпустило более 500 путеводителей от 300 авторов, которые неизменно пользуются популярностью среди путешественников всего мира. При этом книги эти — не столько утилитарные советчики во время поездок, сколько увлекательная литература, написанная легким и доступным языком. Кроме того, одной из главных задач этих путеводителей является экономия денег туриста, поэтому в них можно найти информацию и советы о том, каким транспортом лучше путешествовать, где остановиться на ночь, где поесть и так далее.
Правда, раньше на русский язык они не переводились, однако в этом году в России выйдет сразу 15 переведенных путеводителей издания, что не может не радовать.
Впрочем, Lonely Planet были не первыми, кто поставил себе цель помочь туристам отправиться в путешествие с минимальным бюджетом, получив при этом максимум впечатлений и удовольствия. В 60-е годы прошлого века группа студентов Гарварда, съездив в Европу, решила собрать свои впечатления и советы в единую книжицу. В результате получился небольшой двадцатистраничный буклет, получивший название Let’s Go: Europe («Поехали! Европа»).
Книга настолько пришлась по душе студентам-путешественникам, что ежегодно стали выходить все новые путеводители серии Let’s Go, рассчитанные на путешественников с ограниченным бюджетом.
Появились и многочисленные подражатели, которые в каждой книге занижали планку ежедневных расходов путешественника. Однако оригинал переплюнуть им не удалось — в 1969 году Let’s Go издали книгу о путешествии из Парижа в Прагу за «ноль долларов в день». Передвигаться там предлагалось автостопом, а зарабатывать на еду — пением на улице. Там даже давались советы, где уличным певцам подают больше, а где драть глотку просто бесполезно.
Впрочем, у популярных путеводителей есть свои подводные камни, которые едко высмеял английский писатель Уильям Сатклифф в своей книге «А ты попробуй!». В ней главный герой, путешествует по Индии с путеводителем, благоговейно называемым туристами «Книгой», в котором явно угадываются характерные черты изданий Lonely Planet. Куда бы герой книги не отправился, везде он встречает одних и тех же людей, которые руководствуются советами «Книги». В итоге вместо оригинального и индивидуального путешествия получается эдакий организованный тур неорганизованной группой.
Поэтому опытные туристы советуют пользоваться не настолько раскрученными путеводителями, либо взять с собой сразу несколько книг.
К слову, автор нескольких путеводителей Lonely Planet Джон Кинг перешел из популярного издательства в Trailblazer, обвинив бывших заказчиков в утрате истинного духа путешествий в пользу рыночной и конкурентной борьбы. Не знаю, стоит ли обвинять издательство в том, что оно пытается выжить на рынке, однако туристам стоит обращать внимание на менее популярные путеводители. Ведь новички зачастую предлагают более оригинальные и интересные идеи, чем матерые мамонты литературы для путешественников.
Последние комментарии