Кносский дворец: загадочный лабиринт минотавра

26 июня 2013 Познавательный туризм

Кносский дворец: загадочный лабиринт минотавра

Рассматривая популярные достопримечательности Крита, можно выделить Лабиринт Минотавра, где когда-то жил легендарный Минотавр. Посетить величественный Кносский дворец можно самостоятельно, а к нему ведет автобан, проложенный вдоль северного побережья острова. Руины древнейшего дворцового комплекса находятся на пятикилометровом удалении от Ираклиона, являющегося столицей Крита. Согласно античным легендам, строительством дворца занимался величайший скульптор и архитектор по имени Дедал, изгнанный из Афин и любезно принятый критским царем Миносом.

На территории дворцового комплекса мастер построил уникальный Лабиринт, где грозный правитель прятал Минотавра — чудовище, рожденное его супругой от быка Посейдона. Многие города, расположенные на Средиземноморском побережье, были вынуждены отправлять на Крит страшную дань — по семь молодых девушек и юношей, и они приносились в жертву Минотавру. Это продолжалось в течение столетий, пока легендарный Тесей не победил Минотавра и не выбрался с территории острова.

Когда греческие историки записывали данную легенду, Кносский дворец уже в течение нескольких тысячелетий лежал в руинах, и потому его существование подвергалось сомнению. Лишь в XIX столетии археологу Артуру Эвансу удалось отыскать остатки древнего архитектурного комплекса и окружающего его города. Кносский дворец состоял из сотен комнат, просторных залов и открытых террас, которые соединялись между собой при помощи бесконечных галерей. Рядом находится огромный амфитеатр для кровавых представлений и арена, где проводились бои быков.

Стены здания украшены уникальными фресками, где изображены ритуальные процессии, широкоплечие фигуры с тонкими талиями, травы, деревья и цветущие крокусы. Наибольший интерес у путешественников вызывает Лабиринт Минотавра, но как он выглядел в эпоху мифического Тесея, не знает никто. Некоторые отождествляют его с сами дворцом из-за большого количества и беспорядочного расположения помещений. Существует версия, что описанные в мифе переплетающиеся между собой коридоры расположены в городах, на удалении от Кносса, и представляют собой причудливые пещеры природного происхождения.

Мифы являются одной из форм постижения пра – Знания. Нам они стали известны благодаря гениальным поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», поэмы Овидия «Метаморфозы». Создавая свои поэмы в IX – VII веках до н.э., они использовали творчество своих предшественников второй половины второго тысячелетия до нашей эры. Именно от туда, из седой древности, дошел до нас миф о Дедале. Великий художник, скульптор и зодчий Афин, Дедал (сын Эрехтея) высекал из мрамора статуи, которые казались живыми. Он считался изобретателем топора, бурава и других инструментов. Ученик Дедала, его племянник Тал, уже в юном возрасте поражал всех своим талантом и изобретательностью. Завидуя Талу, дядя решил его тайно убить. Однажды, стоя на краю скалы вместе с племянником, Дедал столкнул его вниз на острые камни. При попытке тайного захоронения тела Дедала застали афиняне и его присудили к смертной казни. Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит под покровительство могучего царя Миноса. Царь с удовольствием принял известного архитектора и скульптора.

Среди множества удивительных произведений Дедала, созданных в неволе, самым значительным является дворец Лабиринт. Киосский дворец представлял собой такое сложное нагромождение сотен комнат и коридоров, что найти выход из него казалось невозможным. Но известность Дедалу принесли не его гениальные сооружения, а попытка бегства из критской неволи. На крыльях, изготовленных Дедалом из перьев и воска, он вместе с сыном Икаром улетел с Крита. Во время полета Икар, поднявшись близко к солнцу, потерял крылья и разбился в волнах моря. Сам Дедал благополучно добрался до Сицилии, где и прожил почти до самой смерти.

Миф повествует, что в построенном Дедале дворце, царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи. Воспылав страстью к священному белому быку, она родила чудовище Минотавра. Выстроенный Дедалом Лабиринт, надежно спрятал полубыка — получеловека, который не мог найти выход из недр замка.

Согласно условию заключенного мирного договора, один раз в семь лет афиняне присылали Минотавру жертвоприношения. Дважды афиняне присылали семь юношей и семь девушек, выбираемых из афинского народа.. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, решил избавить афинский народ от такого позорного мира И когда наступил очередной срок жертвоприношения он отправился добровольно в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Победив Минотавра, выход Тесей нашел благодаря нити, которую ему дала дочь царя Ариадна.

Миф, рассказывающий о Минотавре, долгое время считался красивой сказкой. Несмотря на предания о прекрасном дворце, который уже перестал существовать уже во времена древних греков, исторические документы, подтверждающие его существование, отсутствовали, И так продолжалось до тех пор, пока английский археолог, сэр Артур Эвантс начав раскопки на острове, превратил миф в реальность. Прибыв на остров в поисках загадочного иероглифического письма на печатях, происхождение которых приписывалось Спарте или Криту Эванс не собирался задержаться здесь больше чем на неделю. Однако, прогуливаясь по городу Гераклиону, он обратил внимание на холм Кефал. Его опытному взгляду холм показался насыпью, скрывающим старый город.

Раскопки, проводившиеся почти 30 лет, открыли дворец, который по площади равен городу. Сгруппированные вокруг большого внутреннего двора, они представляют собой целые комплексы построек. Соединенные между собой лестницами и коридорами, в некоторых случаях уходящие глубоко под землю, они расположены на разных уровнях и очень причудливо. Особую таинственность помещениям дворца создают разная степень освещенности комнат – от полумрака до яркого освещения.

Но главной заслугой Эванса является открытие величайшей древней культуры, названной им минойской. Расчищенные Эвансом со своими помощниками настенные росписи Кносского дворца проявили изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с замысловатыми прическами, накрашенными губами и кокетливыми улыбками. Их внешний вид, туалеты очень напоминали парижанок, придворных дам с их пышными кринолинами, открытыми декольте, изящными фигурами и красивыми тонкими лицами.

Изображение юношей, прогуливающихся по площадям, так напоминающим французские, с их фонтанами и великолепными цветочными клумбами, также вызывали удивление. Они не охотятся, не воюют, а проводят время в приятном ничего неделании или играми с быками. Непонятно происхождение богатых орнаментов на критских вазах и фризах дворцов, сохранивших карминные, лазурные, смарагдовые и коричневые краски в первозданном виде.

По мнению английского археолога, дворец Минотавра был разрушен в 1700 году до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин. Последующее землетрясение и наводнение довершили разрушение дворца. Киосский дворец создавался в течение нескольких столетий во втором тысячелетии до нашей эры. Громадный город-дворец, состоящий из 1100 комнат, насчитывал пять этажей. Уникальная канализационная и водопроводная системы, освещение и проветривание помещений, обеспечило комфортное проживание его обитателей. Не смотря на наличие элементов египетского и древнегреческого зодчества, архитектурный стиль дворца поистине уникален. Колоны, получившие название «иррациональных», в отличии от всех остальных к низу не расширялись, а ссужались. С первого взгляда, нагромождения бесчисленных комнат, залов, переходов, двориков Лабиринта создают впечатление хаотичности. На самом деле, в строительстве дворца Дедал руководствовался единым замыслом – передать понятие бесконечности времени по средством сложнейшей архитектурно – художественной композиции. Здесь нет привычной дворцовой анфилады, когда все комнаты находятся на одной центральной оси. Изогнутые коридоры и переходы дворца открывают все новые и неожиданные формы пространства с каждым новым помещением. И снаружи Лабиринт выглядит не обычно, служа как бы продолжением сплетения узких, кривых улочек города. От города его не отделяют ни стены, ни пространство площадей. Стены покоев Миноса сияют великолепием фресок, яркость красок которых поражает и через 37 веков после их создания. На стенах «тронного зала» Киосского дворца повсюду изображения грифонов – мифических существ с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Изображенные в окружении цветущих линий, они производят впечатление беспечных обитателей райского сада, совершенно ручных декоративных существ. С грифоном, обладающим длинной лебединой шеей, украшенный на конце завитком поднятым львиным хвостом очень приятно играть и резвиться на лугу.

На многочисленных фресках, скульптурах, рельефах среди изображений людей, диких животных и птиц, китов и дельфинов, образ быка встречается с завидным постоянством. Изделия из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы, сосуды и кольца – везде было изображение быка в разных видах. Церемониальные возлияния проводились из сосудов, по форме напоминающие бычьи рога. Алтарь так же украшался рогами.

Легенда о Минотавре получила документальное подтверждение. Культ быка был очень распространен на острове. Скорее всего, он пришел на Крит вместе с переселенцами ближневосточной цивилизации. Поразительно, что среди множества критских построек не обнаружили ничего, даже, отдаленно напоминающих храм. Вероятнее всего на Крите не было основного, подчиняющего своему влиянию все население, религиозного воззрения. Первые ростки этой древнейшей цивилизации прослеживаются на рубеже IV – III тысячелетия до нашей эры, когда начали строить первые поселения. Изображение скрещенных двух топориков при входе в дворец, на стенах многих его помещений, историки связывают с культом Зевса. Ведь в пещере, где согласно преданию родился Зевс, также были обнаружены изображения двухстороннего топорика. По-гречески двойная секира с острием называлась «лабрис» и неграмотные греки именно по этой причине назвали дворец царя Миноса – Лабиринтом.

При раскопках дворца были обнаружены около двух тысяч глиняных табличек с критскими письменами. На сегодняшний день удалось расшифровать более молодую письменность (линейное письмо Б). Но более старая письменность, так называемое линейное письмо А, не поддается расшифровке даже с использованием современных компьютерных технологий. Остается тайною за семью печатями истоки культуры древнего Крита, его политическое устройство и религия, которая не знала храмов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также