Шасси в никуда: цены на авиабилеты с пересадками в Грузию поднялись на 13%

8 июля 2019 Едем за границу

Шасси в никуда: цены на авиабилеты с пересадками в Грузию поднялись на 13%

Грузия пока не предприняла никаких попыток вернуть прямые перелеты из России. Прежде всего Тбилиси должен принести извинения Москве, заявил «Известиям» первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Он подчеркнул, что восстановление авиасообщения не зависит от того, закончатся в республике антироссийские протесты или нет. 8 июля вступил в силу указ Владимира Путина о запрете прямых рейсов между РФ и Грузией. Цены на авиабилеты с пересадками в эту страну уже поднялись на 13%, но рост может достигнуть и 50%, говорят эксперты. Средний чек на перелет туда-обратно вырос с 15,8 тыс. до 17,9 тыс. рублей, рассказали «Известиям» в сервисе Biletix. По данным Aviasales, дорога в Тбилиси через Минск займет около 5,5 часа и обойдется в 12,9 тыс. рублей, через Стамбул — 10 часов и 19 тыс. рублей. Практически все российские туристы, отдыхавшие в Грузии по путевкам, уже покинули страну. Путешественники, планировавшие провести там отпуск, чаще всего выбирают отечественные курорты, Турцию, Болгарию, Тунис и Кипр.

Вывезли всех

8 июля прекращены прямые перелеты между Россией и Грузией. Добраться в Тбилиси и другие города республики теперь можно только на автомобиле, по железной дороге либо стыковочными авиарейсами — например, через Баку, Ереван, Минск или Стамбул.

Запрет на перелеты был введен указом президента РФ 21 июня в связи с антироссийскими выступлениями в Тбилиси. На тот момент в Грузии, по данным министра транспорта Евгения Дитриха, оставались порядка 54 тыс. россиян. Из них 5 тыс. отдыхали по путевкам. 1,5 тыс. –– должны были вернуться на родину до 8 июля, остальные –– уже после этой даты, ранее сообщал Ростуризм. На момент публикации ведомство не смогло предоставить «Известиям» актуальной информации.

Эти данные отражают лишь около 10% реального потока. 90% –– туристы, путешествующие самостоятельно, говорил «Известиям» глава агентства Infomost Борис Рыбак. По некоторым сведениям, только «Аэрофлот» продал порядка 36 тыс. билетов в Грузию с вылетом до конца года.

Сейчас практически все россияне, отдыхавшие в этой стране по путевкам, покинули ее и проблем с вывозом не возникло, сообщил «Известиям» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

— В основном были туры и индивидуальные путешествия, которые заканчивались до 8 июля. Тем, у кого поездка завершалась после этой даты, было предложено поменять билеты и вылететь домой раньше, — сказал он.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин подтвердил «Известиям», что с 21 июня компании прекратили продажи путевок в Грузию. За туры на даты после 8 июля клиентам вернули деньги либо перебронировали другие направления –– Турцию, Болгарию, Кипр, Тунис и российские курорты, уточнил он.

В частности, в S7 готовы переоформить проездные документы на такие направления, как Ереван, Владикавказ или Сочи, пояснил «Известиям» представитель авиакомпании. По его словам, 80% пассажиров уже воспользовались предложенными возможностями и в большинстве случаев оформили возврат билета. Аналогичная программа по возврату денег и обмену билетов сейчас действует в «Аэрофлоте», сообщили в пресс-службе компании.

Впрочем, как рассказали «Известиям» в Общероссийском объединении пассажиров (ООП), у некоторых россиян возникали проблемы с получением средств за ранее купленные билеты по «невозвратному» тарифу. Он подразумевает, что денег пассажир в случае отказа от перевозки не получит, но есть возможность вернуть средства, если рейс отменен не по его вине. 2 июня ООП даже написало письмо на имя главы Минтранса Евгения Дитриха (есть у «Известий»). Сейчас, по словам главы объединения Ильи Зотова, ситуация нормализовалась –– людям, которые обращались в ООП, вернули деньги за перелет.

Непрямой дорогой

В Грузию летали шесть отечественных перевозчиков –– «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Победа», S7, Red Wings и Smartavia, а также два грузинских –– Georgian Airways и MyWay. Эти компании осуществляли прямые рейсы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Теперь долететь туда можно только с пересадкой.

Самый простой вариант для российских перевозчиков –– увеличить число рейсов в Ереван, чтобы те, кто хочет попасть в Грузию, добирались через Армению, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

–– С Азербайджаном у России нет договора об «открытом небе». Поэтому там есть ограничение по частотам, и все они, как минимум на Баку, уже выбраны, –– сказал он «Известиям». –– Не думаю, что Belavia или Turkish Airlines смогут серьезно заработать на российских туристах — лететь через Минск и Стамбул неудобно.

По данным Aviasales, транзитный перелет в Тбилиси через Минск займет в среднем около 5,5 часа и обойдется в 12,9 тыс. рублей. Добираться с пересадкой в Стамбуле придется до 10 часов, а билеты будут стоить в среднем 19 тыс. рублей.Наши авиакомпании, по словам Андрея Крамаренко, легко смогут перебросить освободившиеся борты с грузинских направлений на внутрироссийские. Источник «Известий» в авиаотрасли подтвердил, что отечественные перевозчики намерены увеличить количество рейсов внутри РФ. Об этом сказали и в пресс-службе S7.

— Высвободившиеся емкости перераспределяются в пользу внутренних рейсов по южным направлениям, — сказали «Известиям» в авиакомпании.

В «Победе», «Уральских авиалиниях», Red Wings и Smartavia не смогли прокомментировать ситуацию. Georgian Airways и MyWay не ответили на запрос «Известий» о том, начался ли возврат денег за билеты и на какие направления они планируют переориентироваться.

При этом 7 июля стало известно, что Georgian Airways планирует сохранить рейс из Тбилиси в Москву, несмотря на запрет авиасообщения. Как заявила заместитель коммерческого директора авиакомпании Тамуна Тандашвили, летать будут дважды в день транзитом через Ереван –– пассажирам не придется покидать самолет и перевозить багаж.

«Это может быть законно, если Georgian Airways будут менять код авиакомпании на армянские авиалинии по прилету в Ереван и уже оттуда лететь в Москву как армянская авиакомпания», –– сказал «Известиям» источник, близкий к российским авиавластям. В противном случае такой перелёт невозможен, добавил он.В Минтрансе не предоставили «Известиям» информацию о количестве отмененных прямых рейсов из России. Ведомство предварительно оценило потери авиакомпаний от прекращения сообщения с Грузией в 3 млрд рублей. Вице-премьер Максим Акимов ранее заявлял, что Росавиация согласовывает методологию подсчета прямых убытков перевозчиков. Получат ли они компенсации и в каком объеме, пока не известно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также