Поправки в Закон «О туристической деятельности» снова переписали

28 марта 2012 Туркомпании

Поправки в Закон «О туристической деятельности» снова переписали

Перевес в борьбе государства и туристического бизнеса, полем боя которой выступает законопроект, вносящий поправки в Закон «О туристической деятельности», похоже, оказывается на стороне бизнеса

По итогам заседания рабочей группы, которое проходило 26 марта в Совете Федерации, стало ясно, что принятый Госдумой в первом чтении законопроект перепишут, а наиболее спорные и резонансные поправки из него и вовсе уберут.

Однако не все так просто, как хотелось бы игрокам туристического рынка. Еще немало копий будет сломано, так как новые варианты регулирования, предложенные законодателями, вновь свидетельствуют об их полном непонимании специфики и состояния туристического бизнеса в России.

Но это в будущем. Пока же сосредоточимся на тех позициях, которые представителям турбизнеса удалось отвоевать.

Итогом заседания рабочей группы, которое проходило под председательством заместителя руководителя аппарата Правительства РФ Анны Поповой и при участии заместителя главы Минспорттуризма Надежды Назиной, представителей Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, стало решение существенно переписать уже одобренные в первом чтении поправки в пресловутый закон о туризме. В частности, из законопроекта уберут положения об обязательных увеличении уставного капитала и вступлении в саморегулирующиеся организации (СРО), а также об обязательной работе турагентов «от имени и по поручению» туроператоров. Турагенты вздохнули с облегчением, а вот туроператоры — пока нет. Их обязали «скидываться» на случай банкротства конкурентов. Но обо всем по порядку.

Поправка, обязывавшая турагентов действовать исключительно от имена туроператора, будет исключена из законопроекта во втором чтении. Напомним, что это положение вызвало наиболее бурные обсуждения в среде игроков туристического бизнеса. Туроператоры и турагенты утверждали, что принятие этой поправки откроет огромные коррупционные просторы для недобросовестных чиновников, а также приведет к монополизации рынка крупными туроператорами.

Также было принято решение о создании обязательного реестра турагентств, который будет сделан по образу и подобию Единого федерального реестра туроператоров.

Кроме того, из текста документа изъяли пункт, обязывавший туристические компании объединяться в саморегулирующиеся организации, какие, например, существуют в среде строительных компаний. Позднее власти решили, что в СРО должны вступать лишь операторы, занимающиеся выездным туризмом. Теперь же решено, что саморегулирующиеся организации вообще не нужны на туристическом рынке России.

«Обязательное членство в СРО – это только вариант регулирования рынка. С учетом обсуждений и готовности рынка, по нашему мнению, говорить об обязательном саморегулировании преждевременно. Туроператоры и турагентства могут создавать и являться членами СРО на добровольной основе», — цитирует АТОР директора департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Андрея Гаврилова.

Правда, неотъемлемую часть СРО — компенсационный фонд — законодатели все-таки решили пока не трогать. В идеале, все без исключения туроператоры должны будут «скидываться» в фонд по 0,5% от реализации своего турпродукта. А уже из фонда денежные средства будут расходоваться в случаях, если один из туроператоров обанкротится или не исполнит свои обязательства перед туристами и зарубежными контрагентами.

Впрочем, как полагают эксперты, с появлением такого фонда возникнут новые проблемы. Во-первых, не всем туроператорам придется по душе необходимость платить свои деньги за недобросовестных конкурентов.

В случае с СРО была бы возможность отслеживать недобросовестных участников рынка, и не предоставлять им членство в СРО, не допуская до общей экстренной копилки. В нынешней же ситуации запустить руку в общие деньги сможет любой туроператор, вдруг объявивший себя банкротом или «приостановивший свою деятельность», присвоив деньги туристов и заставив платить по своим долгам всех своих коллег.

При этом, как заявил Андрей Гаврилов, туроператоров обяжут вносить деньги в фонд соответствующим постановлением правительства, поэтому отвертеться не получится и придется рисковать.

Предполагается, что фонд будет создан при Ростуризме, Агентстве по страхованию вкладов, Торгово-промышленной палате или отраслевых общественных организациях. Пока на этот счет у законодателей нет четкого плана, как, впрочем, и механизма управления средствами фонда и его пополнения в случае, когда часть денежных средств была потрачена на нужды потребителей.

Также остается загадкой, каким образом будет приниматься решение о выделении части денег на помощь туристам, пишет АТОР.

Здесь либо придется спрашивать мнение всех туроператоров, вносивших деньги в фонд, либо создавать какой-то совершенно новый и, главное, эффективно работающий механизм.

Одним из вариантов пополнения средств компенсационного фонда, по словам Гаврилова, может стать механизм финансовых гарантий. При этом исчисляться они будут не фиксированными суммами, как сейчас, а процентами от валовой выручки туроператора. Гаврилов назвал приблизительные цифры в 15-20% от выручки. Однако в этом случае во избежание злоупотреблений придется пересмотреть механизмы аудита в турбизнесе.

В общем, каждое, казалось бы, полезное решение тянет за собой целый букет дополнительных проблем и задач, которые предстоит решать в кратчайшие сроки. Остается лишь уповать на то, что все эти препятствия будут преодолены, а обсуждение поправок в закон «О туристической деятельности» не превратится в законотворческую карусель.

Впрочем, министерство обещало согласовать эти, пусть сырые, поправки до конца недели. Посмотрим, что из этого выйдет.

Читайте также