Пещерный монастырь Шулдан в Крыму

28 января 2013 Познавательный туризм

Пещерный монастырь Шулдан в Крыму

Юго-западная часть крымского предгорья когда-то давно была территорией средневекового княжества Феодоро. На достаточно небольшой по сегодняшним меркам площади – от Севастополя до Демерджи на юге и Баклы на севере – до сих пор можно встретить свидетельства былого могущества княжества в виде остатков поселений, крепостей и пещерных монастырей.

К северу от села Терновка, совсем недалеко от Севастополя, в обрывах скалы, нависающей над Шульской долиной, расположился пещерный монастырь Шулдан (с татарского – Отдающий эхо), основанный в VIII-IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев.

В период расцвета княжества Феодоро, в ХIV – начале ХV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется и в нем появляется новый баптистерий. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, ведь Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро – Мангупа.

В наше время монастырь восстанавливается живущими здесь иноками. Оборудованы жилые кельи, хозяйственные постройки и открыт для посещения главный храм. Монастырь посещаем не только паломниками (для ночлега им предоставляются гостевые кельи), но и туристами. Несколько лет назад над козырьком, под которым располагаются пещеры монастыря, была построена башня-часовня. Вместе с отшельниками, ее строили бывшие наркозависимые и алкоголики. Еще некоторое время назад иноки занимались реабилитацией таких людей, которые здесь жили и работали вдали от мира и пагубных соблазнов.

Часовню монастыря видно издалека – с дороги, идущей через Терновку в Бахчисарай. К монастырю можно подняться либо через Шульскую долину, либо от Эски-Кермен через Пятую балку.

Дорога с долины на плато, где расположен монастырь. Сплошь белая меловая скала, скользкая и гладкая выглядит сногсшибательно среди осенних листьев на «обочине».

Рядом с монастырем располагается несколько обособленных пещер, занятых отшельниками. Как и на Мангупе, они любят окружать себя различными необычными вещами и символами. Что-то типа домофона или камеры наблюдения перед пещерой.

ход в монастырский комплекс, который состоит из пещерного храма и еще около 20 помещений, которые расположены в два яруса

Первоначальный монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв. Скорее всего, он был небольших размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу от современного и была уничтожена в результате обвала. На месте современной главной церкви находилась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней, от которой сохранилась лишь купель со ступенькой, вырубленной в полу. В период Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места, монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии.

Некоторые пещеры оборудованы в жилые кельи. Они отделены от остального пространства стенами из камня, добытого здесь же в других помещениях.

Не зря это место названо «Отдающий Эхо». Звук монастырской звонницы очень долго висит в воздухе, заполняя долину. Повсюду в храме можно встретить ниши в стенах или в полу. Это захоронения прихожан, которые при жизни выбрали такой способ погребения. Тело умершего укладывается на три года в выдолбленную нишу и закрывается погребальной плитой. Через три года кости извлекаются из ниши и складываются в оссуарий.

В помещении главного храма. Отец Анатолий – настоятель храма и единственный постоянно живущий здесь человек. Вот уже много лет он своими руками и руками приходящих отшельников приводит монастырь в тот вид, который есть сейчас.

Его гостеприимство и приветливость к бесконечному потоку посетителей, далеких от паломничества и религии в целом, оставляют от посещения Шулдана гораздо более приятные впечатления, чем от некоторых других заселенных пещерных монастырей.

Читайте также