Начало населению Мадагаскара положили 12 веков назад 30 индонезиек

30 марта 2012 Азия

Начало населению Мадагаскара положили 12 веков назад 30 индонезиек

Прародительницами современного населения острова Мадагаскар стали примерно 1,2 тысячи лет назад около 30 женщин, прибывших туда с территории нынешней Индонезии, утверждают авторы исследования, проведенного международной группой специалистов в области генетики.

«Этот индонезийский вклад — язык, культура и гены — продолжает доминировать у народа Мадагаскара даже сегодня», — пишут соавторы из Индонезии, Новой Зеландии, США и Франции в статье, опубликованной авторитетным научным журналом Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

«Евы» из Индонезии

Группа ученых во главе с Мюрреем Коксом (Murray P. Cox) из новозеландского университета Massey сравнила хромосомные маркеры 266 человек, принадлежащих к трем различным этническим группам мальгашей (так называют жителей Мадагаскара), и примерно 3 тысяч индонезийцев. Исследователи пришли к выводу, что у генетических истоков всего нынешнего населения Мадагаскара стоит группа в составе примерно 30 женщин с территории нынешней Индонезии, которая расположена в 8 тысячах километров к востоку от этого острова.

Между тем «биологический вклад из Африки был намного меньшим, хотя и столь же важным», пишут ученые. Исследование показало, что 93% прародительниц нынешних мальгашей, от которых происходит практически все коренное население острова, несли в себе индонезийские гены, тогда как африканские — лишь остающиеся 7%.

Прибегнув к компьютерной симуляции, авторы исследования пришли к выводу, что индонезийское заселение Мадагаскара произошло примерно в 830 году, во времена расцвета опиравшейся на индонезийский остров Суматра морской империи Шривиджая.

Авторы исследования занимались лишь митохондриальной ДНК, передающейся только по материнской линии, так что вопрос о том, прибыли ли на Мадгаскар вместе с «евами» и индонезийские «адамы», остается открытым.

«Необычным здесь является то, что остров Мадагаскар находится на огромном расстоянии от Индонезии, — заявил Кокс порталу LiveScience.com. — Мы говорим о том, что через Индийский океан переместилась целая культура».

Ирония истории

На самом деле ирония истории, заключающаяся в том, что Мадагаскар был заселен преимущественно не народами Африки, отделенной от него лишь Мозамбикским проливом, а проплывшими тысячи километров выходцами из современной Индонезии, известна ученым давно. Одним из наиболее убедительных доказательств переселения является тот факт, что малагасийский язык, на котором говорят на Мадагаскаре, относится не к африканским, а к малайско-полинезийской семье языков.

Но есть и другие неоспоримые свидетельства индонезийского «наплыва»:

  • наличие у мальгашей традиционных для народов Индонезийского архипелага лодок с балансирами, непохожих на те, которыми пользуются африканцы;
  • явно берущих начало с территории нынешней Индонезии музыкальных инструментов;
  • типичных для Юго-Восточной Азии продовольственных культур.

Однако раньше считалось, что переселение предков нынешних индонезийцев на Мадагаскар произошло примерно на рубеже эр и продолжалось на протяжении нескольких веков. Между тем Кокс и его соавторы пришли к выводу, что, возможно, все эти следы оставила одна-единственная миграция относительно скромного числа людей — причем не исключено, что чисто случайно.

Случайность или закономерность?

«Чего мы не знаем точно, так этого того, как именно это произошло — когда именно и как именно прибыли эти люди», — говорит Кокс.

Рассуждая о том, каким образом три десятка индонезийских «ев» оказались на Мадагаскаре, авторы исследования говорят о возможности того, что у берегов острова потерпел кораблекрушение случайно занесенный туда течениями корабль с примерно 500 людьми на борту.

«Не скажу, что мы уверены в том, что путешествие было случайным, но новые свидетельства указывают на то, что это — неплохая идея», — говорит Кокс. Он также напоминает о том, как во время Второй мировой войны океанские течения доносили до Мадагаскара обломки разбомбленных близ берегов Японии кораблей.

«Как-то раз его (океан) даже пересек человек на спасательном плоту», — заключает ученый.

Но, напомнив об океанских течениях, авторы исследования попадают в логическую ловушку. Не говоря уже о том, что в IX веке не существовало судов, способных взять на борт 500 человек, и о том, что 30 случайных переселенцев едва ли могли обеспечить культурную преемственность на протяжении веков, они упускают из виду тот простой факт, что если течения помогли одному судну, то они несли бы и намного большее их число.

Дорога через океан

Так получилось, что подобный эксперимент был недавно проделан на практике: с 15 августа 2003 года до 23 февраля 2004 года названный в честь древнего яванского храма 20-метровый парусник «Борободур», прототипом которого послужили пять изображенных на барельефах этого храма судов с балансирами, проделал свыше 11 тысяч морских миль от Джакарты до Аккры (Гана), зайдя за эти полгода на острова Килинга (Кокосовые), Сейшельские острова, Мадагаскар и в Южную Африку.

Причем построен он был индонезийскими мастерами с островов Кангеан, расположенных в 60 милях к северу от Бали, лишь из тех материалов и только с помощью тех инструментов, что были доступны судостроителям Явы в VIII веке. На судне имелись компьютер, современной радар, система спутниковой навигации и сотовый телефон, однако во всем остальном он являлся точной копией судов древних индонезийцев.

Целью необычной экспедиции было доказать, что предки нынешних индонезийцев действительно в первом тысячелетии новой эры на подобных и даже намного более мелких судах с командами не более 30 человек регулярно плавали к побережью Южной Африки и обратно по «коричному пути» (названному так «в честь» корицы). И они даже поднимались на север вдоль западного побережья Африки — по меньшей мере вплоть до нынешней Ганы, доставляя в Африку шелка и пряности и забирая оттуда железную руду и слоновую кость.

Считается, что при благоприятном ветре путь до Мадагаскара с остановкой на Мальдивах тогда занимал примерно месяц, но, учитывая возможность штиля, часть провианта брали с собой из расчета на пару месяцев.

«Нас избивали несколько штормов, особенно в Мозамбикском проливе. Но это — крепкое судно, — заявил после плавания командовавший необычным кораблем англичанин Филипп Бил. — Его построили индонезийские островитяне, и оно вело себя прекрасно».

Метки записи:  , ,

Читайте также