Банк заплатит за «Натали турс». Как туристы могут вернуть свои деньги

4 сентября 2018 Туркомпании

Банк заплатит за «Натали турс». Как туристы могут вернуть свои деньги

На туристических форумах клиенты «Натали турс» делятся историями возврата денег за несостоявшуюся поездку с помощью процедуры чарджбэка (chargeback) — опротестования транзакции. Это возможно, если платеж был совершен банковской картой. Эксперты говорят, что чарджбэк менее трудоемкая процедура, чем иск в суд, и зачастую это единственный способ вернуть средства. Правда, положительный результат не гарантирован.

Миллионы против миллиардов

По данным Ростуризма, туроператор «Натали турс» не исполнил обязательства перед 30 200 человек. Совокупный объем выплаченного возмещения составляет около 3,5 миллиона рублей — чуть больше 0,2% от обязательств всех юрлиц «Натали турс», оцениваемых в 1,5 миллиарда рублей.

В июле глава ведомства Олег Сафонов заявил, что общий размер финансового обеспечения «Натали Турс» составляет 156,4 миллиона рублей. То есть, на компенсации всех убытков туристам его не хватит.

Некоторым клиентам — считаным единицам — уже удалось вернуть средства с помощью банков и процедуры чарджбэка.

Полезный механизм

Чарджбэк — это когда банк-эмитент, выпустивший карту, по просьбе клиента опротестовывает транзакцию. Запрос на возврат денег поступает банку-эквайеру (где обслуживается компания, получившая деньги и не оказавшая услугу), а тот, в свою очередь, адресует запрос клиенту. У компании есть месяц на то, чтобы представить возражения по существу претензии.

«Тур покупали самостоятельно на сайте «Натали турс». Выбрали и оплатили — ввели данные банковской карты. На почту пришли билеты, бронь отеля и страховка. Потом стало известно, что поездка не состоится, — описывает ситуацию на одном туристическом форуме путешественница из Челябинска. — Подали документы на чарджбэк. В итоге деньги вернули».

По ее словам, вопрос рассмотрели достаточно быстро, примерно за три недели.

Похожей историей поделился еще один пользователь: «В середине августа пришло сообщение, что деньги зачислены на счет карты. Но фактически они еще не пришли». Некоторым туристам в чарджбэке отказали.

Такие прецеденты были и в волну банкротств туроператоров в 2014-м. «Тем, кто оплачивал туры картами, банки пошли навстречу — признали транзакции сомнительными и вернули средства», — рассказывала Людмила Зименкова, одна из клиенток туроператора «Нева», обанкротившегося четыре года назад.